Наименование организации | Муниципальное автономное учреждение культуры городского округа город Нововоронеж «Культурно-досуговый центр» |
Название проекта | «Читающая семья – читающий ребенок» |
Территория реализации проекта |
Городской округ город Нововоронеж |
Контактный телефон |
8(47364) 25-1-13 8(47364) 24-0-32 |
Факс |
8(47364) 24-0-32 |
Адрес электронной почты |
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. |
Руководитель организации (Ф.И.О. и должность) | Титаренко Юлия Ивановна, генеральный директор |
Руководитель проекта (Ф.И.О. и должность в организации) | Сакал Нина Васильевна, заведующая городской библиотекой |
Контактный телефон |
8(47364) 25-1-13 |
Срок реализации проекта |
2021-2025 г.г. |
Дата начала проекта |
01.01.2021 г. |
Дата окончания проекта |
31.12.2025 г. |
Бюджет проекта (общая сумма) | 727 000 руб. |
Краткое описание проекта | |
В младшем школьном возрасте юный читатель делает первые шаги в мир большой литературы. От взрослых в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. В современной жизни книга и мир видеотехники в жизни ребенка существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Детская литература - самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его. Особое значение для ребёнка, как потенциального читателя в будущем, имеет семейное чтение. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания, которая не уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания. Родители через семейное чтение помогают привить у детей интерес к книге. Удачной находкой в работе с родителями и детской аудиторией читателей является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в практике нашего учреждения. Настоящий проект нацелен на объединение общих усилий, в решении проблемы в области повышения роли чтения в жизни человека и приобщения к нему с детства. Общий бюджет проекта – 727 000 рублей. |
Генеральный директор МАУК «Культурно-досуговый центр», | _______________ И.М. Медведев | |
Руководитель проекта | _______________ Сакал Н.В. | |
Главный бухгалтер | _______________Е.А. Васильева | |
Дата |
01.01.2016 г.. |
М.П. |
Приложение №1
Описание проекта
Постановка проблемы:
Современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и роли библиотек в целом среди детей и молодежи. Утрачиваются традиции семейного чтения. Как показывают данные социологических опросов, в 70-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня только в 7 %. Снижается интерес населения к печатной прессе, растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения, ухудшается владение родным языком, снижается уровень грамотности населения. Все это неизбежно ведет к быстрой культурной деградации общества, к снижению уровня общекультурной и профессиональной компетентности населения. Снижение интереса к чтению у детей и подростков сегодня – общемировая тенденция.
Человечество не знает иного пути эффективного приобретения знаний, кроме чтения. Поэтому, приобщая ребенка к книге, мы не только открываем путь к одному из важных источников знаний, но и питаем ум и сердце ребенка, побуждаем к самосознанию, содействуем творческой самореализации личности.
Как показывает практика, и подтверждают исследования, в школьной среде тенденция отторжения от библиотеки и от чтения довольно сильна и находится в прямой зависимости от того, приобщают ли родители своего ребенка к чтению с самого раннего возраста или нет.
Семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. В читающей семье у детей развивается вкус к литературе, кроме того, совместное чтение служит инструментом сближения детей и взрослых, помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного. А поскольку из разных видов текста именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном общении ребенка со взрослыми, чтение и восприятие на слух художественных произведений, являются начальным этапом приобщения к книге вообще. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Отсюда и главная задача библиотеки – научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним.
Сейчас, когда дети читают все меньше и меньше, возникает необходимость искать новые методы привлечения школьников в библиотеку. Одним из таких методов является работа с семьей. Острота социальной проблемы побудила на создание проекта “Читающая семья – читающий ребенок”.
Цели и задачи проекта.
Возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе сотрудничества с его семьей.
Повышение роли книги и библиотеки в жизни семьи, формирование и повышение интереса к чтению.
Задачи проекта:
Помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги.
Организация ознакомления родителей с основами педагогической и возрастной психологии, педагогики и детской литературой.
Формирование круга семейного чтения, создание пространства для диалога ребенка и взрослого.
Способствование всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка путем знакомства с лучшими произведениями классической и современной литературы.
Обобщение и распространение опыта, выработанного в ходе реализации проекта.
Целевая аудитория:
Учащиеся 1-4 классов общеобразовательных школ города и их родители
Рабочий план реализации проекта.
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки |
|
Подготовительные мероприятия: Оповещение родителей учащихся о начале реализации проекта. Проведение разъяснительной работы с родителями учащихся о значимости проекта. Выявление информационных потребностей родителей. Составление графиков проведение мероприятий. Анкетирование родителей с целью уточнения мотивов руководства чтением детей. Выявление библиографической потребности родителей о детской литературе. Отбор и изучение литературы с целью выявления произведений наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми. Разработка и выпуск буклетов, анкет, вопросников. |
один раз в месяц в течение реализации программы. |
|
Блок - литературная мастерская “Радостные чтения” В литературной мастерской учащихся знакомят с творчеством детских писателей. Обсуждаются проблемы нравственности, патриотизма, толерантности, экологии. Ведется работа с текстом. Предлагается участие в викторинах, громких чтениях, чтениях по ролям. Проводится просмотр художественных и мультипликационных фильмов по произведениям детских писателей. Проводится контроль прочитанного через анкеты, викторины, конкурсы. Проводится награждение победителей конкурсов, викторин и т.д. Проводится цикл чтений “Книжку слушаем”. Проводятся занятия “Читаем, думаем, творим”. |
один раз в две недели в течение реализации программы. |
|
Блок “Массовые мероприятия” Проводятся конкурсы, викторины: “Лучшая домашняя библиотека”; “Папа, мама, я – читающая семья”; “Знатоки детской литературы”; “Лучший отзыв о книге”; “Сочиняем сказку вместе”; “Читаем сказку по ролям”; Конкурсы Рисунков: “Моя семья”; “Любимый литературный герой”; “Нам хорошо вместе”; Творческих работ “Книга в моей семье”; Рассказов о домашней библиотеке: “Моя заветная полка” Проводятся: Игровой тренинг “Нам весело”; Познавательные викторины по прочитанным произведениям; Читательские конференции; Интерактивные викторины по любимым детским журналам; Литературные праздники: “Любимый писатель” к юбилеям детских писателей; “Как хорошо уметь читать”; “Подрастаю с книжкой я”; “Возьмите книгу в круг семьи”; Занятия “Читаем, думаем, творим» |
один раз в две недели в течение реализации программы. |
|
Блок “Рекомендательная библиография” Цель: Развитие и углубление читательских интересов, формирование новых запросов читателей, определение круга чтения. Как дети, так и родители нуждаются в помощи при отборе книг для чтения. Рекомендательная библиография поможет родителям направить внимание ребенка на то, что заведомо должно его заинтересовать, привлечь к чтению, ориентировать на творческое, обдумывающее восприятие произведений, на формирование позитивных эмоций ребенка. Издание книжных памяток, закладок, дайджестов, буклетов для родителей по вопросам семейного чтения. Разработка и оформление книжных выставок с использованием различных форм. Составление рекомендательных списков литературы для учащихся и их родителей. Рекламирование новых книг для младших школьников. Оказание помощи родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка. Проведение библиографических бесед, содержащих библиографическую информацию о литературе для детей и методические рекомендации для родителей. |
один раз в месяц в течение реализации программы. |
|
Блок “Анкетирование, тестирование» Цель: Привлечение диагностических методик, наблюдение за родителями и детьми во время совместных массовых мероприятий, во время совместных посещений библиотеки. Проведение исследования для родителей, библиотекарей: “Ваш ребенок в зеркале чтения”; “Детское чтение в семье”; Блитц-опросы учащихся, анкетирование родителей для выявление мотивов руководства чтением детей. |
один раз в квартал в течение реализации программы. |
|
Блок “Рекламная деятельность” Публикации в СМИ по вопросам семейного чтения; Размещение проекта на официальном сайте органов власти и сайте МАУК «Культурно-досуговый центр» |
весь период реализации проекта |
В ходе реализации проекта планируется:
- Создание папки-накопителя сценариев мероприятий, проведенных в ходе
реализации проекта.
- Проведение мониторинга детского чтения и анализ состояния чтения, что
позволит дать рекомендации по дальнейшей работе по повышению престижа семейного чтения.
- Освещение реализации проекта даст возможность распространить опыт
по проведению мероприятий, направленных на повышение престижа семейного чтения.
- Создание фотоальбома мероприятий, проведенных в ходе реализации
проекта.
- Разработать механизм отслеживания количественных и качественных
результатов
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Увеличится число родителей, читающих своим детям вслух.
- Чтение художественной литературы займет одно из основных мест в
семейном досуге.
- Увеличится количество посещений в библиотеке.
- Увеличится количество библиотечных мероприятий для детей и их
родителей.
- Увеличится количество выданных книг в библиотеке.
- Повысится уровень мотивации семейного чтения.
- У детей возрастет интерес к чтению художественной литературы
советских и зарубежных детских писателей.
- У детей повысится уровень развития памяти, фантазии, речи,
воссоздающего и творческого воображения.
- Повысится избирательный интерес к книгам, желание и умение их
осознано выбирать и осмысленно читать.
Устойчивость проекта
Проект «Читающая семья - читающий ребенок» рассчитан на работу с младшими школьниками и их родителями. Настоящий проект непосредственно соотносится с уставными задачами и деятельностью Муниципального автономного учреждения культуры «Культурно-досуговый центр» городского округа город Нововоронеж. Работа учреждения культуры со всеми слоями населения Нововоронежа является одним из эффективных средств успешного решения многочисленных проблем культуры, возникших в связи с произошедшими преобразованиями государства. Воспитание духовности, патриотизма, гражданственности, укрепление семейных традиций, развитие творческих способностей, влияет на характер жизнеобеспечения молодого поколения и определяет в конечном итоге качество молодого поколения россиян.
Проект практически не зависит от влияния внешних факторов, поскольку в основе его реализации заложена инициатива, опыт работы коллектива работников городской библиотеки со всеми слоями населения городского округа город Нововоронеж. По окончании реализации нестоящего проекта планируется его сохранение и продолжение работы в данном направлении. Мероприятия будут проводиться за счет средств городского бюджета, привлеченных средств и средств учреждения, полученных от предпринимательской деятельности.
Информация о формах и объемах реализации проекта других заинтересованных сторон.
Мероприятия настоящего проекта будут проводиться работниками городской библиотеки в помещениях библиотеки и Малом зале Дворца культуры. Осуществление проекта невозможно без тесного сотрудничества учреждения с отделом образования и молодежной политики администрации городского округа город Нововоронеж, директорами и педагогами общеобразовательных школ города.
Приложение № 3
Бюджет проекта «Читающая семья – читающий ребенок»
Муниципального автономного учреждения культуры городского округа город Нововоронеж «Культурно-досуговый центр»
Административные и прочие расходы
Вид расходов | Общая стоимость (в рублях) |
Разработка и изготовление буклетов, анкет, вопросников, пригласительных билетов | 25 000 |
Приобретение расходных материалов для организации и проведения мероприятий в рамках реализации проекта (ватман, фломастеры, краски, альбомы и пр.) | 20 000 |
Приобретение призов для победителей и участников конкурсов и викторин | 79 000 |
Приобретение новых книжных изданий | 600 000 |
Итого: | 727 000 |
Генеральный директор МАУК «Культурно-досуговый центр», |
____________________ И.М. Медведев |
Руководитель проекта | ____________________ Сакал Н.В. |
Главный бухгалтер | ____________________ Е.А. Васильева |
М.П. |
Приложение
Материалы для проведения мероприятий в рамках проекта (пример).
Конкурс: «Мама, папа, я – читающая семья»
Именно в семье происходит воспитание личности ребенка. И без чтения здесь не обойтись. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье.
Задачи:
-
изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;
-
расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к
чтению;
-
развивать творческие способности;
-
оказать семье информационную помощь;
-
выявить самую читающую семью.
Домашнее задание оценивается в баллах, которые добавляются к оценкам, заработанным в конкурсных заданиях викторины.
При оценке домашнего задания выделяются следующие критерии:
-
за эстетичность оформления книги;
-
за сложность в ее изготовлении;
-
за творческие идеи;
-
за содержательность книги.
Конкурсные задания проводятся разными способами: использование презентаций, работа с иллюстрациями, устные и письменные ответы, творческие задания и т.д. Викторина предполагает проведение следующих конкурсов: «Пословицы о книге и чтении», «Писатели и поэты», «Отгадай художника», «Литературная викторина», «Волшебное средство» и «Путаница», «Угадай сказку», «Творческий конкурс».
Жюри подводит итоги, каждая семья награждается грамотами и памятными подарками.
Материалы: иллюстрации к литературным произведениям, фамилии художников, презентация с портретами писателей и к конкурсу «Угадай сказку», листочки с заданиями.
Библиотекарь: Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каждого человека, а также познакомимся с самыми читающими семьями.
Стихотворение читает мальчик:
Когда мне книжечку читает мама, Совсем не то, что сам себе читаю. Хотя я буквы все прекрасно знаю, И «Айболита» сам уже прочел. Но если мама с книжкой сядет рядом, Как эту книжку слушать интересно! Как будто в рубке капитан отважный, Который не боится злых пиратов, Как раз и есть я сам! Или хожу в дозор я на границе, Или в ракете направляюсь к Солнцу, И космонавт бесстрашный – тоже я. Прошу тебя, ты почитай мне, мама, Сегодня я как будто стану птицей И бедную Дюймовочку спасу!
(И. Токмакова)
Библиотекарь: Бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей. Еще А.М. Горький писал: «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать такие книги, чтобы они открыли ребятам прекрасный радостный мир, ответили на все детские «почему». А сейчас давайте познакомимся с нашими семьями-участницами, которые подготовили к конкурсу самодельные книжки на тему «Презентация моей читающей семьи».
Семьи представляют свою семью, какие книги они любят читать, какая у них есть домашняя библиотека и т.д.
Библиотекарь: Спасибо за ваши выступления. Я очень рада, что родители неравнодушны к вопросам чтения. А сейчас первый конкурс. Люди придумали очень много пословиц о книге и чтении. Вспомните и назовите их как можно больше. («Книга подобна воде – дорогу пробьет везде», «Золото добывают из земли, а знания – из книги», «Книгу читаешь – на крыльях летаешь», «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает», «Испокон века книга растит человека», «Прочел новую книгу – встретился с другом», «Ум без книги, как птица без крыльев», «Хлеб питает тело, а книга – разум» и др.)
Конкурс № 2. «Писатели и поэты»
– У любой книги есть свой автор. Сейчас вам будут представлены портреты писателей и поэтов, а вам нужно будет назвать их фамилии (С.Я. Маршак, С.В. Михалков, Ш. Перро, А.С. Пушкин, Н.Н. Носов, К.И. Чуковский, И.А. Крылов, Г.Х. Андерсен.)
Конкурс № 3. «Отгадай художника»
– Всем известно, что дети любят книги с яркими картинками, которые называются иллюстрации. Сейчас вам будут представлены иллюстрации разных художников и фамилии этих художников. Ваша задача – правильно подобрать иллюстрации к фамилии художника. (М. Врубель, В. Васнецов, Е. Чарушин, В. Конашевич)
Конкурс № 4.Литературная викторина для детей и родителей
Вопросы для детей (родители помогают):
-
Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)
-
Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-
Наф)
-
Кто поранил Барбоса из сказки «Доктор Айболит»? (Курица)
-
Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»?
(Хвостом)
-
Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с
мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)
-
Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть)
-
Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)
-
Где укрывались девочка с братцем, спасаясь от гусей-лебедей? (На берегу
речки, под яблоней, в печке)
-
Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда)
-
Что болело у бегемотиков? (Животики)
-
Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал
милиционером? (Дядя Степа)
-
Кем был Мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок командир)
-
Вопросы для родителей:
-
Название какого изделия из камня стало названием сборника сказов
Павла Бажова? (Малахитовая шкатулка)
-
Как звали двух братьев – собирателей сказок родом из Германии? (Братья
Гримм)
-
Какому автору принадлежат строки:
-
«А вы друзья, как не садитесь,
Все в музыканты не годитесь» (Крылов)
-
Какой месяц был самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»? (Январь)
-
В чем была сила Черномора? (В бороде)
-
Какое слово в замке у Снежной королевы собирал Кай («Вечность»)
-
На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет)
-
В «Трех толстяках» кукла наследника Тутти умела петь? (Нет)
-
Что потерял Питер Пен? (Свою тень)
-
Косточкой какой ягоды Мюнхгаузен выстрелил в оленя? (Вишни)
-
На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад)
-
Сколько щелчков проиграл поп в сказке Пушкина? (Три)
Конкурс № 5. «Волшебное средство» и «Путаница»
Родителям раздаются листочки с заданием написать, какое волшебное
средство было у героев сказок; исправить ошибки в стихотворениях.
Волшебное средство:
-
у Буратино (золотой ключик)
-
у девочки Жени из сказки Катаева (цветик-семицветик)
-
у Оле-Лукойе (зонтик со снами)
-
у солдата из сказки Андерсена (огниво)
Путаница:
-
Наша Маша громко плачет: Уронила в речку мячик. (Таня)
-
Идет медведь, качается, Вздыхает на ходу: «Ох, доска кончается, Сейчас я упаду» (Бычок)
-
Жил старик со своею женою У самого синего моря. (Старухой)
-
Плутовка к дереву На цыпочках подходит. Вертит хвостом, С лягушки глаз не сводит… (Вороны)
Конкурс № 6. «Угадай сказку»
В презентации представлены предметы, герои, по которым дети и родители должны догадаться, что это за сказка:
-
Бутылочка с надписью «Выпей меня», кролик, розы, Чешырский кот,
девочка – «Приключения Алисы в стране чудес»;
-
Домик деревянный, лиса, заяц, петух с косой – «Заюшкина избушка»;
-
Стая уток, облака, лягушка, прутик – «Лягушка путешественница»;
-
Надпись «Посторонним «В»», пчела, воздушный шарик, поросенок,
горшочек с медом, дуб – «Винни-Пух и все-всве-все…»
-
Цветок в горшке, ласточка, принц-эльф, мышь, жаба – «Дюймовочка»;
-
Землянка, старик с рыболовной сетью, разбитое корыто, золотая рыбка,
старуха-царица – «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».
-
Заключительный конкурс «Творческий»
Библиотекарь: Молодцы, вы показали хорошие знания детских литературных произведений. А в заключение нашей встречи предлагаю творческое задание: на столах лежит пластилин, ваша задача: вылепить на пластинке вашего любимого литературного героя. Успехов в работе!
В конце конкурса жюри подводит итоги, каждая семья получает небольшой памятный подарок.