Городская библиотека Нововоронеж - Проект "Читающая семья – читающий ребенок"

Наименование организации Муниципальное автономное учреждение культуры городского округа город Нововоронеж «Культурно-досуговый центр»
Название проекта «Читающая семья – читающий ребенок»

Территория реализации

проекта

Городской округ город Нововоронеж

Контактный телефон

8(47364) 25-1-13

8(47364) 24-0-32

Факс

8(47364) 24-0-32

Адрес электронной почты

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Руководитель организации (Ф.И.О. и должность) Медведев Игорь Михайлович, генеральный директор
Руководитель проекта (Ф.И.О. и должность в организации) Сакал Нина Васильевна, заведующая городской библиотекой

Контактный телефон

8(47364) 25-1-13

Срок реализации проекта

2016-2017 г.г.

Дата начала проекта

01.01.2016 г.

Дата окончания проекта

31.12.2017 г.
Бюджет проекта (общая сумма) 727 000 руб.
Краткое описание проекта
В младшем школьном возрасте юный читатель делает первые шаги в мир большой литературы. От взрослых в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. В современной жизни книга и мир видеотехники в жизни ребенка существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Детская литература - самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его. Особое значение для ребёнка, как потенциального читателя в будущем, имеет семейное чтение. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания, которая не уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания. Родители через семейное чтение помогают привить у детей интерес к книге. Удачной находкой в работе с родителями и детской аудиторией читателей является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в практике нашего учреждения. Настоящий проект нацелен на объединение общих усилий, в решении проблемы в области повышения роли чтения в жизни человека и приобщения к нему с детства. Общий бюджет проекта – 727 000 рублей.

Генеральный директор МАУК «Культурно-досуговый центр», _______________ И.М. Медведев
Руководитель проекта _______________ Сакал Н.В.
Главный бухгалтер _______________Е.А. Васильева

Дата

01.01.2016 г..

М.П.

     

                                                                                                   

Приложение №1

Описание проекта

        Постановка проблемы:

          Современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и роли библиотек в целом среди детей и молодежи. Утрачиваются традиции семейного чтения. Как показывают данные социологических опросов, в 70-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня только в 7 %. Снижается интерес населения к печатной прессе, растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения, ухудшается владение родным языком, снижается уровень грамотности населения. Все это неизбежно ведет к быстрой культурной деградации общества, к снижению уровня общекультурной и профессиональной компетентности населения. Снижение интереса к чтению у детей и подростков сегодня – общемировая тенденция.

          Человечество не знает иного пути эффективного приобретения знаний, кроме чтения. Поэтому, приобщая ребенка к книге, мы не только открываем путь к одному из важных источников знаний, но и питаем ум и сердце ребенка, побуждаем к самосознанию, содействуем творческой самореализации личности.

          Как показывает практика, и подтверждают исследования, в школьной среде тенденция отторжения от библиотеки и от чтения довольно сильна и находится в прямой зависимости от того, приобщают ли родители своего ребенка к чтению с самого раннего возраста или нет.

          Семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. В читающей семье у детей развивается вкус к литературе, кроме того, совместное чтение служит инструментом сближения детей и взрослых, помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного. А поскольку из разных видов текста именно художественные раньше прочих оказываются посредниками в эмоциональном общении ребенка со взрослыми, чтение и восприятие на слух художественных произведений, являются начальным этапом приобщения к книге вообще. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Отсюда и главная задача библиотеки – научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним.

          Сейчас, когда дети читают все меньше и меньше, возникает необходимость искать новые методы привлечения школьников в библиотеку. Одним из таких методов является работа с семьей. Острота социальной проблемы побудила на создание проекта “Читающая семья – читающий ребенок”.

          Цели и задачи проекта.

          Возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе сотрудничества с его семьей.

          Повышение роли книги и библиотеки в жизни семьи, формирование и повышение интереса к чтению.

          Задачи проекта:

          Помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги.

          Организация ознакомления родителей с основами педагогической и возрастной психологии, педагогики и детской литературой.

          Формирование круга семейного чтения, создание пространства для диалога ребенка и взрослого.

          Способствование всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка путем знакомства с лучшими произведениями классической и современной литературы.

          Обобщение и распространение опыта, выработанного в ходе реализации проекта.

          Целевая аудитория:

          Учащиеся 1-4 классов общеобразовательных школ города и их родители

           

          Рабочий план реализации проекта.

№ п/п Наименование мероприятия Сроки

Подготовительные мероприятия:

Оповещение родителей учащихся о начале реализации проекта.

Проведение разъяснительной работы с родителями учащихся о значимости проекта.

Выявление информационных потребностей родителей.

Составление графиков проведение мероприятий.

Анкетирование родителей с целью уточнения мотивов руководства чтением детей.

Выявление библиографической потребности родителей о детской литературе.

Отбор и изучение литературы с целью выявления произведений наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми.

Разработка и выпуск буклетов, анкет, вопросников.

один раз в месяц в течение реализации программы.

Блок - литературная мастерская “Радостные чтения”

В литературной мастерской учащихся знакомят с творчеством детских писателей.

Обсуждаются проблемы нравственности, патриотизма, толерантности, экологии.

Ведется работа с текстом.

Предлагается участие в викторинах, громких чтениях, чтениях по ролям.

Проводится просмотр художественных и мультипликационных фильмов по произведениям детских писателей.

Проводится контроль прочитанного через анкеты, викторины, конкурсы.

Проводится награждение победителей конкурсов, викторин и т.д.

Проводится цикл чтений “Книжку слушаем”.

Проводятся занятия “Читаем, думаем, творим”.

один раз в две недели в течение реализации программы.

Блок “Массовые мероприятия”

Проводятся конкурсы, викторины:

“Лучшая домашняя библиотека”;

“Папа, мама, я – читающая семья”;

“Знатоки детской литературы”;

“Лучший отзыв о книге”;

“Сочиняем сказку вместе”;

“Читаем сказку по ролям”;

Конкурсы Рисунков:

“Моя семья”;

“Любимый литературный герой”;

“Нам хорошо вместе”;

Творческих работ “Книга в моей семье”;

Рассказов о домашней библиотеке: “Моя заветная полка”

Проводятся:

Игровой тренинг “Нам весело”;

Познавательные викторины по прочитанным произведениям;

Читательские конференции;

Интерактивные викторины по любимым детским журналам;

Литературные праздники:

“Любимый писатель” к юбилеям детских писателей; “Как хорошо уметь читать”;

“Подрастаю с книжкой я”;

“Возьмите книгу в круг семьи”;

Занятия “Читаем, думаем, творим»

один раз в две недели в течение реализации программы.

Блок “Рекомендательная библиография”

Цель: Развитие и углубление читательских интересов, формирование новых запросов читателей, определение круга чтения.

Как дети, так и родители нуждаются в помощи при отборе книг для чтения. Рекомендательная библиография поможет родителям направить внимание ребенка на то, что заведомо должно его заинтересовать, привлечь к чтению, ориентировать на творческое, обдумывающее восприятие произведений, на формирование позитивных эмоций ребенка.

Издание книжных памяток, закладок, дайджестов, буклетов для родителей по вопросам семейного чтения.

Разработка и оформление книжных выставок с использованием различных форм.

Составление рекомендательных списков литературы для учащихся и их родителей.

Рекламирование новых книг для младших школьников.

Оказание помощи родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка.

Проведение библиографических бесед, содержащих библиографическую информацию о литературе для детей и методические рекомендации для родителей.

один раз в месяц в течение реализации программы.

Блок “Анкетирование, тестирование»

Цель: Привлечение диагностических методик, наблюдение за родителями и детьми во время совместных массовых мероприятий, во время совместных посещений библиотеки.

Проведение исследования для родителей, библиотекарей:

“Ваш ребенок в зеркале чтения”;

“Детское чтение в семье”;

Блитц-опросы учащихся, анкетирование родителей для выявление мотивов руководства чтением детей.

один раз в квартал в течение реализации программы.

Блок “Рекламная деятельность”

Публикации в СМИ по вопросам семейного чтения;

Размещение проекта на официальном сайте органов власти и сайте МАУК «Культурно-досуговый центр»

весь период реализации проекта

          В ходе реализации проекта планируется:

  • Создание папки-накопителя сценариев мероприятий, проведенных в ходе

реализации проекта.

  • Проведение мониторинга детского чтения и анализ состояния чтения, что

позволит дать рекомендации по дальнейшей работе по повышению престижа семейного чтения.

  • Освещение реализации проекта даст возможность распространить опыт

по проведению мероприятий, направленных на повышение престижа семейного чтения.

  • Создание фотоальбома мероприятий, проведенных в ходе реализации

проекта.

  • Разработать механизм отслеживания количественных и качественных

результатов

          Ожидаемые результаты реализации проекта:

         

  • Увеличится число родителей, читающих своим детям вслух.
  • Чтение художественной литературы займет одно из основных мест в

семейном досуге.

  • Увеличится количество посещений в библиотеке.
  • Увеличится количество библиотечных мероприятий для детей и их

родителей.

  • Увеличится количество выданных книг в библиотеке.
  • Повысится уровень мотивации семейного чтения.
  • У детей возрастет интерес к чтению художественной литературы

советских и зарубежных детских писателей.

  • У детей повысится уровень развития памяти, фантазии, речи,

воссоздающего и творческого воображения.

  • Повысится избирательный интерес к книгам, желание и умение их

осознано выбирать и осмысленно читать.

          Устойчивость проекта

Проект «Читающая семья - читающий ребенок» рассчитан на работу с младшими школьниками и их родителями. Настоящий проект непосредственно соотносится с уставными задачами и деятельностью Муниципального автономного учреждения культуры «Культурно-досуговый центр» городского округа город Нововоронеж. Работа учреждения культуры со всеми слоями населения Нововоронежа является одним из эффективных средств успешного решения многочисленных проблем культуры, возникших в связи с произошедшими преобразованиями государства. Воспитание духовности, патриотизма, гражданственности, укрепление семейных традиций, развитие творческих способностей, влияет на характер жизнеобеспечения молодого поколения и определяет в конечном итоге качество молодого поколения россиян.

Проект практически не зависит от влияния внешних факторов, поскольку в основе его реализации заложена инициатива, опыт работы коллектива работников городской библиотеки со всеми слоями населения городского округа город Нововоронеж. По окончании реализации нестоящего проекта планируется его сохранение и продолжение работы в данном направлении. Мероприятия будут проводиться за счет средств городского бюджета, привлеченных средств и средств учреждения, полученных от предпринимательской деятельности.

          Информация о формах и объемах реализации проекта других заинтересованных сторон.

Мероприятия настоящего проекта будут проводиться работниками городской библиотеки в помещениях библиотеки и Малом зале Дворца культуры. Осуществление проекта невозможно без тесного сотрудничества учреждения с отделом образования и молодежной политики администрации городского округа город Нововоронеж, директорами и педагогами общеобразовательных школ города.


Приложение № 3

Бюджет проекта «Читающая семья – читающий ребенок»

Муниципального автономного учреждения культуры городского округа город Нововоронеж «Культурно-досуговый центр»

Административные и прочие расходы

Вид расходов Общая стоимость (в рублях)
Разработка и изготовление буклетов, анкет, вопросников, пригласительных билетов 25 000
Приобретение расходных материалов для организации и проведения мероприятий в рамках реализации проекта (ватман, фломастеры, краски, альбомы и пр.) 20 000
Приобретение призов для победителей и участников конкурсов и викторин 79 000
Приобретение новых книжных изданий 600 000
                                                                                                                                Итого: 727 000

Генеральный директор МАУК «Культурно-досуговый центр»,

____________________ И.М. Медведев

Руководитель проекта ____________________ Сакал Н.В.
Главный бухгалтер        ____________________ Е.А. Васильева
                                                                М.П.


Приложение

Материалы для проведения мероприятий в рамках проекта (пример).

Конкурс: «Мама, папа, я – читающая семья»

          Именно в семье происходит воспитание личности ребенка. И без чтения здесь не обойтись. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье.

          Задачи:

  • изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;

  • расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к

    чтению;

  • развивать творческие способности;

  • оказать семье информационную помощь;

  • выявить самую читающую семью.

             

              Домашнее задание оценивается в баллах, которые добавляются к оценкам, заработанным в конкурсных заданиях викторины.

              При оценке домашнего задания выделяются следующие критерии:

  • за эстетичность оформления книги;

  • за сложность в ее изготовлении;

  • за творческие идеи;

  • за содержательность книги.

             

              Конкурсные задания проводятся разными  способами: использование презентаций, работа с иллюстрациями, устные и письменные ответы, творческие задания и т.д.            Викторина предполагает проведение следующих конкурсов: «Пословицы о книге и чтении», «Писатели и поэты», «Отгадай художника», «Литературная викторина», «Волшебное средство» и «Путаница», «Угадай сказку», «Творческий конкурс».

              Жюри подводит итоги, каждая семья награждается грамотами и памятными подарками.

              Материалы: иллюстрации к литературным произведениям, фамилии художников, презентация с портретами писателей и к конкурсу «Угадай сказку», листочки с заданиями.

              Библиотекарь: Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каждого человека, а также познакомимся с самыми читающими семьями.

             

              Стихотворение читает мальчик:

              Когда мне книжечку читает мама,           Совсем не то, что сам себе читаю.           Хотя я буквы все прекрасно знаю,           И «Айболита» сам уже прочел.           Но если мама с книжкой сядет рядом,           Как эту книжку слушать интересно!           Как будто в рубке капитан отважный,           Который не боится злых пиратов,           Как раз и есть я сам!           Или хожу в дозор я на границе,           Или в ракете направляюсь к Солнцу,           И космонавт бесстрашный – тоже я.           Прошу тебя, ты почитай мне, мама,           Сегодня я как будто стану птицей           И бедную Дюймовочку спасу!

                                                               (И. Токмакова)

              Библиотекарь: Бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей. Еще А.М. Горький писал: «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать такие книги, чтобы они открыли ребятам прекрасный радостный мир, ответили на все детские «почему».           А сейчас давайте познакомимся с нашими семьями-участницами, которые подготовили к конкурсу самодельные книжки на тему «Презентация моей читающей семьи».

              Семьи представляют свою семью, какие книги они любят читать, какая у них есть домашняя библиотека и т.д.

             

              Библиотекарь: Спасибо за ваши выступления. Я очень рада, что родители неравнодушны к вопросам чтения. А сейчас первый конкурс.  Люди придумали очень много пословиц о книге и чтении.  Вспомните и назовите их как  можно больше. («Книга подобна воде – дорогу пробьет везде», «Золото добывают из земли, а знания – из книги», «Книгу читаешь – на крыльях летаешь», «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает», «Испокон века книга растит человека», «Прочел новую книгу – встретился с другом», «Ум без книги, как птица без крыльев», «Хлеб питает тело, а книга – разум» и др.)

              Конкурс № 2. «Писатели и поэты»

              – У любой книги есть свой автор. Сейчас вам будут представлены портреты писателей и поэтов, а вам нужно будет назвать их фамилии (С.Я. Маршак, С.В. Михалков, Ш. Перро, А.С. Пушкин, Н.Н. Носов, К.И. Чуковский, И.А. Крылов, Г.Х. Андерсен.)

              Конкурс № 3. «Отгадай художника»

             

              – Всем известно, что дети любят книги с яркими картинками, которые называются иллюстрации. Сейчас вам будут представлены иллюстрации разных художников и фамилии этих художников. Ваша задача – правильно подобрать иллюстрации к фамилии художника. (М. Врубель, В. Васнецов, Е. Чарушин, В. Конашевич)

              Конкурс № 4.Литературная викторина для детей и родителей

    Вопросы для детей (родители помогают):

  • Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)

  • Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-

    Наф)

  • Кто поранил Барбоса из сказки «Доктор Айболит»? (Курица)

  • Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»?

    (Хвостом)

  • Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с

    мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)

  • Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть)

  • Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)

  • Где укрывались девочка с братцем, спасаясь от гусей-лебедей? (На берегу

    речки, под яблоней, в печке)

  • Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда)

  • Что болело у бегемотиков? (Животики)

  • Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал

    милиционером? (Дядя Степа)

  • Кем был Мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок командир)

  • Вопросы для родителей:

  • Название какого изделия из камня стало названием сборника сказов

    Павла Бажова? (Малахитовая шкатулка)

  • Как звали двух братьев – собирателей сказок родом из Германии? (Братья

    Гримм)

  • Какому автору принадлежат строки:

  • «А вы друзья, как не садитесь, 

    Все в музыканты не годитесь»  (Крылов)

  • Какой месяц был самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»? (Январь)

  • В чем была сила Черномора? (В бороде)

  • Какое слово в замке у Снежной королевы собирал Кай («Вечность»)

  • На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет)

  • В «Трех толстяках» кукла наследника Тутти умела петь? (Нет)

  • Что потерял Питер Пен? (Свою тень)

  • Косточкой какой ягоды Мюнхгаузен выстрелил в оленя? (Вишни)

  • На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад)

  • Сколько щелчков проиграл поп в сказке Пушкина? (Три)

         Конкурс № 5. «Волшебное средство» и «Путаница»

         Родителям раздаются листочки с заданием написать, какое волшебное

    средство было у героев сказок; исправить ошибки в стихотворениях.

         Волшебное средство:

  • у Буратино (золотой ключик)

  • у девочки Жени из сказки Катаева (цветик-семицветик)

  • у Оле-Лукойе (зонтик со снами)

  • у солдата из сказки Андерсена (огниво)

         Путаница:

  • Наша Маша громко плачет: Уронила в речку мячик. (Таня)

  • Идет медведь, качается, Вздыхает на ходу: «Ох, доска кончается, Сейчас я упаду» (Бычок)

  • Жил старик со своею женою У самого синего моря. (Старухой)

  • Плутовка к дереву На цыпочках подходит. Вертит хвостом, С лягушки глаз не сводит… (Вороны)

              Конкурс № 6. «Угадай сказку»

              В презентации  представлены предметы, герои, по которым дети и родители должны догадаться, что это за сказка:

  • Бутылочка с надписью «Выпей меня», кролик, розы, Чешырский кот,

    девочка – «Приключения Алисы в стране чудес»;

  • Домик деревянный, лиса, заяц, петух с косой – «Заюшкина избушка»;

  • Стая уток, облака, лягушка, прутик – «Лягушка путешественница»;

  • Надпись «Посторонним «В»», пчела, воздушный шарик, поросенок,

    горшочек с медом, дуб – «Винни-Пух и все-всве-все…»

  • Цветок в горшке, ласточка, принц-эльф, мышь, жаба – «Дюймовочка»;

  • Землянка, старик с рыболовной сетью, разбитое корыто, золотая рыбка,

    старуха-царица – «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».

  • Заключительный конкурс «Творческий»

              Библиотекарь: Молодцы, вы показали хорошие знания детских литературных произведений. А в заключение нашей встречи предлагаю творческое задание: на столах лежит пластилин, ваша задача: вылепить на пластинке вашего любимого литературного героя. Успехов в работе!

    В конце конкурса жюри подводит итоги, каждая семья получает небольшой памятный подарок.

 

Сайт разработан в студии «Сайт 36»
Яндекс.Метрика