Инновационные подходы, методы и формы работы городской библиотеки

 

    Любая инновация нацелена на эффект в будущем, поэтому инновационная политика связана с планированием перемен. Термин «массовая работа» хотя и устарел, но продолжает использоваться в практике нашей библиотеки, наполняется новым содержанием конкретных мероприятий, соответствующих задачам библиотеки. Учитывая интересы пользователей, библиотекари внедряют новые формы работы. Из инноваций в массовой работе можно выделить интерактивные методы. Мы убедились, что знания, преподнесенные подростку в готовом виде, усваиваются меньше, а то, в чем он принимал непосредственное участие – усваиваются больше. Интерактивные методы помогают не только сформировать у подрастающего поколения определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, развивают инициативу, обостряют эмоциональное восприятие, придают мероприятиям живой, неформальный кругозор и активизируют познавательные интересы. В библиотеке большой популярностью пользуются игровые интерактивные технологии, когда в мероприятия вносится элемент игры. Игровые элементы присутствуют в литературных играх, викторинах, конкурсных программах, лото, турнирах, брейн-рингах, библиоквеста. Эти формы включают творческие задания, образовательные игры, вопросы-размышления. В основе литературных игр лежит процесс разгадывания.

   1. Библионочь-это фестиваль чтения, который ежегодно проходит в России, прошел он и в нашей библиотеке. То, что в библиотеке нужно вести себя тихо, знает каждый. Впрочем, здесь, в царстве книг шуметь, как правило, и в голову не приходит. Но оказывается, что и в библиотеке можно отлично бегать, прыгать, громко смеяться, дурачиться и веселиться от души. Только один раз в год, когда наступает долгожданная библиотечная ночь, в библиотеке случаются самые неожиданные встречи и происходят самые невероятные превращения. В прошлом году приняло участие в библионочи 100 детей СОШ 5, 6,7 классов совместно с преподавателями и родителями. На протяжении 4 часов работники библиотеки проводили конкурсы, викторины, брейн-ринги: «Приз – в студию», «Веселые пингвины», «Слепой сторож», «Сиамские близнецы», «Солнечная эстафета», «Сладкая корзина». Конкурсы для родителей: «Смех-парад», «Риск-версия», «Поговорка-цветочек, а пословица – ягодка». За активное участие и за правильные ответы все участники получили призы и памятные подарки. 

 

  2.   В конкурсной программе ко Дню защитника Отечества «Будем в Армии служить» приняли участие мальчики 5-6 классов. Цель мероприятия: воспитывать такие качества, как умение дружить, быть смелыми, мужественными, благородными и добрыми. Участники делятся на две команды. Начинается конкурс с разминки. Далее следуют спортивные соревнования «Конкурс силачей», «Снайпер». «Интеллектуальная игра» - команды по очереди тянут жребий. В зависимости от того, какой цвет им достался, задается вопрос из соответствующей категории. Победителям вручаются призы и подарки.

 

3. Новой формой работы - вручение паспортов в библиотеке.

  В читальном зале состоялось торжественное вручение паспортов, посвященное Дню Конституции. Началось мероприятие со звучания гимна России. На празднике присутствовали гости: председатель городского совета ветеранов, начальник паспортного стола, председатель Территориальной избирательной комиссии, городское кабельное телевидение, учащиеся школ. Заведующая читальным залом напомнила ребятам, когда была принята Конституция Российской Федерации, перечислила основные права и обязанности граждан, закрепленные законом. Знание основного закона проверили викториной «По лабиринтам права». Начальник паспортного стола НВ ГОВД вручила паспорта. Виновников торжества поздравили гости и пожелали им хорошей учебы, отличного настроения, быть достойными звания гражданина Российской Федерации. В подарок учащиеся получили брошюры с текстом Конституции Российской Федерации и обложки на паспорт, а также сувениры.

 

 4.   Одной из характеристик инновационной деятельности является проектная работа. Городской библиотекой разработан проект муниципального значения на 2016-2018г.г. «Читающая семья – читающий ребенок». Сейчас, когда дети читают все меньше и меньше, возникает необходимость искать новые методы привлечения школьников в библиотеку. Одним из таких методов является работа с семьей. Острота социальной проблемы, побудила на создание проекта «Читающая семья – читающий ребенок». Цель проекта - возрождение традиций семейного чтения и развитие культуры чтения ребенка на основе сотрудничества с его семьей. Повышение роли книги и библиотеки в жизни семьи, формирование и повышение интереса к чтению. Разработан план реализации проекта. В него входят:

-Подготовительные мероприятия.

-Блок – литературная мастерская «Радостные чтения»

-Блок «Массовые мероприятия».

-Блок «Рекомендательная библиография».-

-.Блок «Анкетирование, тестирование».

-Блок «Рекламная деятельность».

Ожидаемые результаты реализации проекта:

-Увеличится число родителей, читающих своим детям вслух.

-Увеличится количество посещений и выданных книг в библиотеке.

-Увеличится количество мероприятий для детей и их родителей.

-Повысится избирательный интерес к книгам, желание и умение их осознано выбирать и осмысленно читать.

Проект рассчитан на работу с учащимися и их родителями. Мероприятия настоящего проекта проводятся работниками городской библиотеки в помещениях библиотеки и Малом зале Дворца культуры. Вся работа проходит в тесном сотрудничестве с родителями, отделом образования и молодежной политики администрации городского округа город Нововоронеж, директорами и педагогами общеобразовательных школ города.

 

 4.   Инновационной формой работы можно назвать и библиоквест.

Народная мудрость гласит – «Береги здоровье смолоду», следуя ей, городская библиотека провела библиоквест «В поисках страны здоровья». Вначале встречи библиотекарь рассказала присутствующим, что такое здоровье и почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья, провела обзор книг представленных на выставке, которые были верными помощниками в поисках ответов библиотечного квеста.

Что включает в себя понятие «здоровый образ жизни» на этот и другие вопросы ребята искали   ответы в книгах и периодических изданиях. В городе «Питание» узнали, какие витамины необходимы детям, чтобы они хорошо росли и развивались, а на станции «Зеленая аптека» узнали о лекарственных травах, на станции «Грязнулька» вспомнили «знаменитых» книжных героев, которые не любили мыться и убираться в своем жилище.

В завершении мероприятия все участники получили сокровище –«Витаминку здоровья».    

 

 5.    Новым стало и проведение в Нововоронеже большого этнографического диктанта. Площадкой для написания выбран Малый зал Дворца культуры.   Организаторами проведения в городе были молодежный отдел, МАУК «Культурно-досуговый центр» городская библиотека. Несмотря на будний день более 70 жителей, в основном молодежь, приняли участие в «Большом этнографическом диктанте». Международная просветительская акция проводилась с целью оценки уровня этнографической грамотности населения, их знаний о народе России. Ведь знание является согласием между людьми разных национальностей. За 45 минут участникам необходимо было ответить на 30 тестовых вопросов. 20 вопросов одинаковые для всей России и стран ближнего зарубежья, 10 вопросов составлены с учетом региональной специфики. Общая сумма баллов за выполнение всех заданий - 30.

Организаторами «Большого этнографического диктанта выступили Федеральное агентство по делам национальностей и министерство национальной политики Удмуртской Республики.

 Таким образом, использование инновационных форм в деятельности библиотеки открывает новые горизонты развития, повышает качество обслуживания пользователей, положительно влияет на репутацию библиотеки как социально значимой и активно развивающейся организации. Реализация инноваций сложный, но и интересный, творческий процесс, который становится единственно возможным для функционирования библиотеки в новых общественных реалиях.

                          

 

 

Сайт разработан в студии «Сайт 36»
Яндекс.Метрика